Задвижка – это распространенная трубопроводная арматура, служащая для запора воды или любых других веществ, транспортируемых по трубам. Материалы, используемые для ее производства, кардинально отличаются между собой. Поэтому важно знать, как отличить чугунную и стальную задвижку.
Запирающая или регулирующая деталь двигается перпендикулярно оси потока, тем самым пропуская или останавливая его. Сталь и чугун разные по ряду характеристик, поэтому необходимо разобраться в особенностях каждого типа.
Особенности задвижек из чугуна
Для начала рассмотрим, чем примечательна чугунная задвижка. Запорная арматура представленного типа в наше время применяется гораздо реже, чем раньше, однако с успехом монтируется в трубопроводных системах, характеризующихся невысокими нагрузками и температурами.
Для защиты изделия от коррозионных процессов используется эпоксидное покрытие. Представленный тип арматуры не предназначен для агрессивных сред и высоких температур. Магнитится ли чугун? И да, и нет. Все зависит от типа материала.
Магнитными свойствами отличаются только два из них: высокопрочный и ковкий. Чугун не может поддаваться сварке или воздействию автогена. К трубопроводу такая задвижка подсоединяется при помощи специального фланца и обрезиненного клина, чтобы предотвратить утечку. Кроме того, могут использоваться муфты.
Отрасли использования
Особенно популярны данные задвижки в системах водоснабжения (холодная и горячая вода), а также в сферах пожаротушения, отопительных и паровых трубах. Могут быть применены в канализации, в системах жилищно-коммунального хозяйства.
Эксплуатационные показатели
Устанавливать чугунные задвижки можно при определенных условиях, так как материал, из которого их льют, весьма хрупкий. Рабочее давление, при котором арматура может работать, составляет до 16 бар. Ограничения есть и на максимальную температуру среды, она не должна превышать +225 °С.
Способы изготовления и материалы
Чугунные задвижки выпускаются из нескольких разновидностей чугуна:
- серого;
- ковкого;
- высокопрочного;
- белого.
Серый чугун отличается легкостью литья и может иметь примеси графита. Ковкий тип материала носит такое название, потому что является очень податливым. Он характеризуется мягкостью, пластичностью, не подвержен химическому разрушению.
Третий вид чугуна славится своей повышенной прочностью и стойкостью к износу. Белый тип чаще всего выступает основой для производства ковкого материала. Корпус чугунной запорной арматуры производители изготавливают методом литья.
Особенности задвижек из стали
Рассмотрим, чем отличаются, где применяются и какие имеют достоинства по сравнению с чугунными данные модели. Сразу стоит отметить, что стальная задвижка подходит для эксплуатации в более суровых условиях (как климатических, так и рабочих).
Помимо этого, арматура из стали отличается лучшей прочностью. Она легко поддается обработке, сварке, штамповке. Изготавливаются такие задвижки с зеркальной, ровной поверхностью. Соединяют запорную арматуру из стали с трубопроводом сварным методом, муфтовым или с применением уплотнительного шпинделя. Такой механизм впоследствии обеспечивает хорошую надежность и герметичность швов.
Отрасли использования
Запорные устройства из стали могут быть установлены на трубопроводы, которые транспортируют нефтепродукты, минудобрения, сжиженный газ, токсические, огне- и взрывоопасные вещества.
Стальная арматура используется более широко, нежели чугунная. Она востребована во многих сферах промышленности, связанных с агрессивными веществами и жидкостями.
Эксплуатационные показатели
Пользовательские свойства стальных задвижек гораздо лучше, нежели у чугуна, это связано с особенностями материалов. Они могут быть успешно установлены на трубопроводные магистрали диаметром 15–2000 мм. Изделия спокойно переносят рабочее давление до 25 бар и температуры от -40 до +565 °C. Для запорной арматуры из стали характерен класс герметичности «А».
Способы изготовления и материалы
Выпускают стальную задвижку методом литья или штамповки из нескольких марок стали, каждая из них отличается своими характеристиками. Сталь марки 20 имеет повышенную прочность, она твердая, может переносить критические температуры.
Тип материала 09Г2С не боится заморозков и не поддается деформациям. Устойчивая к коррозии сталь (по-простому – нержавейка) может спокойно переносить температуры до 350 градусов. Марка 20ЮЧ предназначена для работы с агрессивными, токсичными и опасными средами.
Также все задвижки на трубы можно различать по маркировке. На корпусе каждой из них есть специальное обозначение. Например, если в маркировке присутствует буква «с», это значит, что перед вами арматура из стали, если есть «ч» – это чугунное изделие.
Итоги
Итак, мы с вами подробно рассмотрели, как отличить чугун от стали. Чтобы вам было проще ориентироваться и запомнить информацию, все самые важные аспекты можно найти в таблице ниже.
Тип задвижки |
Чугун |
Сталь |
Особенности изделия |
Задвижка данного типа долговечная. Активно применяется в системах водоснабжения. Однако чугун не поддается сварке, весьма хрупкий, не терпит высоких температур и давления |
Представленная запорная арматура при своем небольшом весе отличается хорошей герметичностью и надежностью. Ее можно применять практически во всех трубопроводах |
Область применения |
Вода, пар |
Газы, нефтепродукты, токсичные вещества |
Преимущества |
|
|
Цвет изделия |
Черный, красный, синий |
Серый |
Соединение |
Обрезиненный клин |
Уплотнитель из нержавеющей стали |
Способ изготовления |
Методом литья |
Методом литья, штамповки |
Сказать, что какой-то тип однозначно лучше или хуже, нельзя, ведь каждое изделие имеет определенные свойства и область использования, где они максимально качественно выполняют возложенные на них функции.
В заключение отметим основные плясы и минусы чугунных задвижек и стальных, что может помочь при покупке:
Задвижки |
|||
Чугунные |
Стальные |
||
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
Низкое гидравлическое сопротивление |
Большой вес |
Прочность |
Коррозионная устойчивость более низкая, чем у чугунных |
Эффективное взаимодействие с высоковязкими веществами |
Слабая устойчивость к агрессивным средам |
Устойчивость к высокой температуре (до +560 °С) |
|
Длительный срок службы |
Хрупкость, что делает невозможным применение в условиях высокого давления и усиленных динамических нагрузок трубопровода |
Взаимодействие с любыми средами, включая токсичные и агрессивные |
|
Низкая стоимость |
Отсутствие приварной технологии соединений |
Стойкость к гидроударам |
При изучении таблицы может показаться, что чугунные задвижки имеют неоспоримые преимущества. Но у них низкая стоимость, к тому же есть немало трубопроводных систем, где их характеристик достаточно для эффективного использования.