Трубопроводная арматура необходима для магистрали любого назначения, с ее помощью настраивают и блокируют потоки рабочих жидкостей. Для этих целей предназначены вентиль и задвижка – в чем разница между ними, необходимо знать, чтобы не ошибиться при покупке.

Что такое вентиль, его применение, виды

Это изделие называют также запорным клапаном, оно отличается относительно компактными размерами. Запорный узел устройства перемещается параллельно потоку жидкости, из-за необходимости поворота металлический корпус характеризуется сложной конфигурацией. Вентиль применяют в основном для перекрытия среды, которая протекает по трубам.

ventyl-konstrukciya-armatura-2

С помощью этой арматуры также можно регулировать гидравлическое сопротивление и интенсивность потока. Арматура обеспечивает хорошую герметизацию, потому подходит для применения в сложных условиях, при температуре до +600 или -200 градусов, давлении до 250 атм. Но установка клапана возможна только на трубы с небольшим сечением в пределах Ду 15-150.

Рассматривая отличия вентиля от задвижки, важно понимать разновидности этого элемента:

  • муфтовые;
  • штуцерные;
  • фланцевые.

vidy-ventili-zapornye-armatura-3

По материалу и способу производства выделяют литые модели из сплава алюминия или латуни, и стальные. В зависимости от назначения, существуют вентили для воды, то есть, водопроводные, газовые для распределительной сети, устанавливаемые на баллоны и прочие разновидности.

Задвижка: какие бывают конструкции, разновидности

Так называется арматура для трубы, в которой запорный механизм перемещается под прямым углом по направлению движения рабочей среды. Задвижка применяется, когда нужно полностью перекрыть или восстановить поток, гораздо реже его регулируют с ее помощью. Устанавливается на хозяйственные трубопроводы с давлением ≤ 25 атм и T ≤ 560 °C, диаметром 15 мм до 2 м.

zadvizhka-konstrukciya-armatura-4

Устройство задвижек и вентилей отличается, первая по размеру соответствует сечению трубы. Внутри ее корпуса находится затвор, соединенный со шпинделем и ходовой гайкой, также установлено два седла. Когда электропривод или штурвальное колесо вращает одну из деталей, главный рабочий механизм движется, прикрывая или открывая поток рабочей жидкости.

Как бывают разные виды вентилей для воды, так и задвижки делятся на несколько типов:

  • клиновые с клиновидным затвором (упругим, жестким или клинкетой задвижкой);
  • параллельные – получили такое название из-за расположения деталей;
  • шиберные с одним запирающим диском;
  • шланговые.

vidy-zadvizhek-po-tipu-zatvorov-armatura-5

По способу изготовления выделяют стальные и литые модели.

Ключевые различия в конструкции

Рассматривая, в чем разница, стоит отметить конструкцию запорного элемента. У задвижки это расположенный параллельно затвор или однодисковый, двухдисковый клин. Он двигается по мере вращения шпинделя, управляя потоком рабочей среды. Вентиль – это арматура с золотником или конусом со штоком на резьбе.

Подача жидкости при применении последнего блокируется, когда запорный клапан опускается в седло. При вращении в обратном направлении он поднимается, и жидкость снова идет по трубе. У задвижки корпус выполнен в форме цилиндра, в открытом положении среда проходит через него прямо, не встречая препятствия, гидравлическое сопротивление небольшое.

ventyl-y-zadvyzhka-otlychyia-armatura-1

Вентиль устроен сложнее, так как в нем поток жидкости идет не прямо, а с поворотами под прямым углом. В итоге сопротивление в открытом положении получается больше, а скорость прохождения среды снижается. Но при закрытии и открытии затвор перемещается только на четвертую часть диаметра прохода, а у задвижки – на полный. Потому строительная высота последних больше.

Вентиль и задвижка: разница в функциях

Оба типа арматуры предназначены для перекрытия и открывания потока рабочей среды. Но рассматривая, что такое вентиль, необходимо отметить его способность находиться не только в закрытом или открытом положении, как задвижка. Для него предусмотрена еще промежуточная позиция, то есть, частичное перекрывание.

Понять, в чем разница, поможет сравнительная таблица:

Ключевые особенности

Вентиль

Задвижка

Корпус

С двумя поворотами для потока жидкости

Прямоточный

Затвор

Конусовидный или дисковидный

Шиберный или клиновидный

Шток

Невыдвижной, выдвижной

Невыдвижной, выдвижной

Гидросопротивление

Высокое

Небольшое

Управление

Посредством электропривода или маховика

С помощью электро-, пневмопривода, редуктора, штурвала

Применение

Перекрытие, открытие, регулирование

Только открывание и закрывание

Установка

По направлению стрелки на корпусе

В любом направлении

Как видим из информации в таблице, каджый запорный прибор имеет свои плюсы и минусы, что определяет нюансы в их применении для тех или иных ситуаций.

Какие преимущества и недостатки обоих видов запорной арматуры

Вентиль:

  • открывается быстрее;
  • обеспечивает высокую герметичность;
  • показывает небольшой износ трением уплотнений.

Задвижка:

  • небольшое гидросопротивление;
  • возможность монтажа на трубопровод с загрязненной и вязкой средой;
  • установка при большом номинальном диаметре трубы.

Оба элемента запорной арматуры похожи между собой, но главное отличие между ними заключается в способе перекрывания потока рабочей среды – параллельно или перпендикулярно. Точно определить, что лучше, нельзя. Каждая деталь выполняет свою функцию.

Любой механизм является важной составляющей трубопровода и позволяет пользоваться им безопасно, перекрывая или открывая поток при необходимости. Поэтому вентиль и задвижка одинаково важны в конструкции магистрали, у каждого свое назначение.